Госсовет Татарстана больше не легитимен?
15 декабря 2005 года
- Ситуация совершенно неординарная, и неудивительно, что она не предусмотрена ни Законом РТ "О выборах депутатов Госсовета РТ", ни регламентом Госсовета РТ, - разделил беспокойство корреспондента "ВК" по этому поводу председатель ЦИК РТ Анатолий Фомин. - Однако как председатель ЦИК Татарстана могу сказать, что ни реском РПРФ, ни даже съезд не вправе лишить Салия, Садыкова и Столярову депутатских мандатов. За них, как за представителей компартии, точнее, за партийный список КПРФ, в марте прошлого года проголосовали избиратели. Поэтому по итогам выборов все они вошли во фракцию КПРФ. А то, что их исключили из партии, это чисто внутрипартийное дело. Закон допускает, что в партийный список могут входить и не члены партии, и в Госсовете есть депутаты, прошедшие по спискам "Единой России" и затем вошедшие во фракцию единороссов. Надеюсь, что в конце концов найдется какой-то компромисс и фракция КПРФ доработает весь срок до конца. Но вопросы, конечно, остаются...
А вот министр юстиции Татарстана Мидхат Курманов, в течение нескольких лет возглавлявший в Госсовете постоянную комиссию по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики, совсем не обеспокоен судьбой республиканского парламента.
- В соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" та фракция КПРФ, что была создана в Госсовете сразу после выборов, так и остается фракцией КПРФ вне зависимости от того, что ее членов исключили из рядов компартии, и каких бы то ни было еще внутрипартийных решений, - сказал он вчера корреспонденту "ВК". - Парадоксально, но факт остается фактом. Сейчас во фракции КПРФ не осталось ни одного коммуниста, но она все равно осталась фракцией КПРФ. В Законе РТ "О выборах депутатов Государственного Совета РТ" нет никаких ограничений по поводу того, из скольких человек должна состоять парламентская фракция. Ситуация парадоксальная, но никакой правовой коллизии здесь нет, и легитимности нашего Госсовета ничего не угрожает.
Примерно в том же духе, только более эмоционально, оценила создавшуюся ситуацию и вице-спикер Госсовета Римма Ратникова:
- Почему вы решили, что фракция распадается? Да, исключить кого-то из товарищей из фракции можно. А исключить из депутатов нельзя. Наши коллеги-коммунисты - законно избранные депутаты, на них распространяется закон "О статусе депутата Республики Татарстан", в котором не предусмотрена процедура отзыва депутата, в том числе и самой партией. То есть не расписана ситуация, что если представитель той или иной партии лишился партбилета, его можно лишить и депутатского мандата. Согласна, хорошего мало, что депутаты-коммунисты между собой переругались, но это вопрос этический, правовых последствий не имеет.
И правда, ситуация представляется довольно забавной. Но только в том случае, если оставшиеся члены фракции КПРФ не пожелают стать независимыми депутатами. Тем более что, как утверждает вице-спикер Госсовета, они защищены законом "О статусе депутата Республики Татарстан", и процедура их отзыва в этом случае не предусмотрена. Не потеряет ли в этом случае республиканский парламент свою легитимность? Во всяком случае его спикеру Фариду Мухаметшину было не до смеха уже в прошлую пятницу, когда ему сообщили на сессии о последних новостях из стана коммунистов Татарстана. Уж, наверное, наш главный единоросс переживал не из-за внутрипартийных разборок в КПРФ.
Евгений АКСЕНОВ, "Вечерняя Казань"